СТАТЬИ

Богу не все равно, кто твои друзья



Кого вы называете своим близким другом Хотите верьте, хотите нет, но этот вопрос имеет большое значение для Бога. И всё это потому, что ваши отношения с другими людьми громко говорят - перед Богом и перед людьми - о состоянии вашего сердца.

Приходило ли вам когда-нибудь на ум молиться подобным образом: "Господи, что Ты думаешь о моих отношениях с моими друзьями? Нравятся они Тебе или нет?" Ведь в самом деле, богобоязненный друг может быть связующим звеном с благословениями Божьими, потому что он поощряет вас к святому образу жизни. С другой стороны, нечестивый друг может быть связывающей цепью с разного рода злом, ведущим вас в ужасные оковы рабства.


Когда я употребляю слово "друг" на протяжении этой проповеди, я не имею в виду близких членов семьи, таких, как жена, родители или дети. Моё определение друга здесь - это тот человек, с которым вы близко общаетесь, и которому вы, естественно, доверяете. Проще говоря, друг - это тот, с кем вы ходите, разговариваете и кому открываете душу.

Естественно, у вас, наверное, есть несколько кругов друзей. У вас есть "деловой" круг, в который входят ваши сотрудники по работе, партнеры по бизнесу или клиенты. У вас также есть "социальный" круг, включающий тех людей, с которыми вы общаетесь поверхностно. Вы также, скорее всего, имеете контакты с неверующими знакомыми. Апостол Павел говорит, что нам невозможно избежать контактов такого рода, иначе нам надлежало бы выйти из этого мира!


Но, круг людей, который больше всего интересует Бога, это круг ваших близких друзей - ваши задушевные друзья. Это те люди, которых вы больше всего любите и которые больше, чем кто-либо, оказывают влияние на вашу жизнь. Так как вы, естественно, увлечены друг другом и единомышленны в большинстве случаев, то вы чувствуете себя безопасно, когда открываете ваши сердца друг другу. Иными словами, у вас наблюдается душевное единство.


Наши сердца постоянно посылают сигналы, которые находят в других тоже, что скрывается глубоко в наших сердцах. Я видел мощные иллюстрации этой истины в нашей церкви. Например, если в собрание первый раз заходит похотливая женщина, осматривая помещение в течение нескольких минут, она устанавливает контакт с теми мужчинами, которые имеют похотливые глаза. Всё её поведение посылает сигналы, которые привлекают подобные сердца.


Во время одного служения я наблюдал, как два молодых наркомана устанавливали между собой связь. Один из них бросил нашу реабилитационную программу, так и не оставив свою привязанность к кокаину. Когда он сидел в нашем собрании, он изучал каждое лицо - и очень скоро установил контакт с другим человеком, борющимся со своей привязанностью. После служения я увидел, как эти два молодые человека шли вместе по улице, о чем-то секретничая. Здесь было явно несвятое влечение друг ко другу - и они соединились в духе!


С другой стороны, однажды я наблюдал с интересом за одним богобоязненным студентом семинарии, который посещал наши служения. Я пытался угадать, с кем этот молодой человек подружится. Однажды после вечернего служения я увидел его беседующим с двумя очень хорошими верующими. Что-то в этом молодом человеке привлекло этих богобоязненных людей - и сигнал был пойман!


Библия говорит нам, что мы не должны быть невежественными по отношению к дьявольским соблазнам. Одной из самых распространенных атак дьявола является введение в круг наших самых близких друзей кого-нибудь, находящегося под дьявольским обольщением - посланца ада, который имеет задание уничтожить нас. Сатана использует эту хитрость особенно против одиноких или очень сострадательных христиан. Он пытается использовать их доброту и неопытность против них же самих!


У меня когда-то был друг-служитель, который однажды был освобожден от алкоголизма. Каким-то образом он стал дружить с другим пастором, жившим сотни миль от него, но который сам страдал алкоголизмом, никогда не освободившись. Эти двое начали вместе проводить служения пробуждения и делиться друг с другом своими переживаниями. Очень скоро этот второй проповедник убедил моего друга, что нет ничего плохого в том, чтобы умеренно выпивать. Он соблазнил моего друга опять к пьянству и через очень короткий промежуток времени они оба превратились в алкоголиков, потеряли свои церкви и очутились на улицах Нового Орлеана.


Я уверен, что сам дьявол послал этого пьющего человека в жизнь моего друга. Сатана знал, что он не мог достать его никаким другим образом, и потому привел в его жизнь "друга", чтобы разрушить его!


ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ПОКАЗАТЬ ВАМ ИЗ ПИСАНИЯ, ЧТО СЛУЧАЕТСЯ, КОГДА БОГОБОЯЗНЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ ДРУЖБУ С НЕПРАВЕДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!


Царь Иосафат был благочестивым человеком, который управлял Иудеей после того, как Израильское царство разделилось. Сердце этого человека было полностью обращено к Богу, и он был благословен и возвеличен больше всех в его поколении: "И был Господь с Иосафатом; потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего..." (2 Пар. 17:3).

Однако, Писание говорит, что Иосафат породнился с нечестивым царём Ахавом, который правил северным царством Израилевым: "И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом." (18:1). Библия говорит об Ахаве: "и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева." (3-я Цар. 16:33).

Вы можете удивляться, как мог праведный царь породниться с таким нечестивым человеком? Я считаю, что была только одна причина для этого безбожного союза: это была часть сатанинского заговора, чтобы уничтожить благочестивого Иосафата!

Видите ли, Иосафат очистил страну, уничтожив все статуи Ваала и убив всех Вааловых пророков. Однако, нечестивая жена Ахава, Иезавель, поклонялась Ваалу и, конечно, узнала, что сделал Иосафат с её идолами. Поэтому она приложила все старания, чтобы низложить этого благочестивого человека!

Иезавель составила план со своей злобной дочерью Гофолией, как проникнуть в богобоязненный двор царя Иосафата. Вскоре молодая дочь Ахава встретилась с сыном Иосафата, Иорамом, и использовала все свое женское очарование, чтобы завоевать его сердце. План сработал: Иорам решил жениться на Гофолии и пошел к отцу просить его благословения. Иосафат поступил очень неразумно и дал согласие на брак.

Когда Писание говорит, что Иосафат породнился с Ахавом, это значит, что они породнились через женитьбу. Дьявол, наверное, танцевал от радости на этой свадьбе! С этого времени Иосафат должен был иметь постоянный контакт с нечестивым Ахавом, а также был подвержен влиянию его нечестивой дочери. Проще говоря, зло вошло во внутренний круг друзей Иосафата!

В конце концов, когда Иосафат умер и Иорам наследовал трон, Иезавель начала сводить счёты. Народ скоро возвратился опять к идолопоклонству. Иорам дошел до того, что убил своих шестерых братьев. И, однако, это было только началом кровопролития в Иудее.

Всё это имело место только потому, что Иосафат позволил себе породниться с нечестивым человеком. Трагедия заключалась в том, что этого могло и не случиться - его к этому никто не принуждал. Ведь его сын не смог бы жениться без его согласия. Почему бы Иосафату не сказать своему сыну: "Эта женщина, которую ты полюбил, исполнена идолоклонства, она абсолютно не слушает Господа! Она будет давать тебе только злые советы и уведёт тебя далеко от Бога. Я тебе говорю - бросай эту дружбу прямо сейчас, пока она не разрушила тебя!" Вместо этого, Иосафат не сказал сыну ничего против.

Надо также сказать, что Иосафат имел перед собой Писания, в котором Давид очень ясно говорит: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей." (Пс. 1:1). "Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои." (Пс. 118:63). Иосафату все это было известно - и, однако же, он не противостоял!

От брака Иорама и Гофолии родился сын Охозия, который наследовал трон в возрасте двадцати двух лет. Библия говорит об этом человеке: "Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на дела беззаконные." (2Пар. 22:3). Вдруг оказалось, что Гофолия стала верховным советником в Иудее. И Писание говорит, что эта злобная женщина "истребила всё царское племя дома Иудина." (2Пар. 22:10).

Я уверен, что это был дьявольский план с самого начала, чтобы уничтожить всё благочестивое семя в Иудее! Вы знаете, что это была родословная линия Давида, а Писание пророчествовало о том, что Мессия придет от этого семени.

Возлюбленные, можете быть уверены, что дьявол будет пытаться делать всё возможное, чтобы уничтожить потомство Христа. Если вы последовали Иисусу и через Его кровь находитесь в Его родословной, сатана будет стараться привести в вашу жизнь кого-нибудь с целью уничтожить в вас всё божественное и доброе!


ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ПОКАЗАТЬ ВАМ, КАК ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ, ЧТО ДЬЯВОЛ УЖЕ ПРИСТАВИЛ К ВАМ СВОЕГО "АГЕНТА", КОТОРЫЙ ИГРАЕТ РОЛЬ ДРУГА!


Сейчас вы, наверное, думаете: "Подождите минуточку, я не желаю начать сомневаться во всех моих друзьях. Я не хочу вдруг начать подозревать их." Мой ответ вам: если они ваши настоящие друзья, если они привязаны к вашему сердцу в Духе Христовом, вам нечего бояться, если вы пересмотрите ваши отношения к ним. Проверьте все свои отношения в свете Писания, иначе вы можете погубить свою душу!

Очень легко обнаружить, являются ли ваши дружеские отношения с кем-либо от Господа или же они были подставлены дьяволом с целью погубить вас. Просто подумайте о своём лучшем друге и затем ответьте на следующие вопросы:


  • Распространяет ли ваш друг сплетни, клевещет или говорит плохое о других людях?
  • Спорит ли он всё время о Писании, постоянно препираясь, никогда ни с кем не соглашаясь?
  • Называет ли он благочестивых людей "фарисеями"?
  • Замечаете ли вы в его словах дух непокорности, зависти или подозрительности?
  • Бросает ли он ядовитые слова по отношению к своему(ей) супругу(е)?
  • Смог ли он насадить в ваш ум плохие мысли по отношению к другим?
  • Начали ли вы вместе с ним распространять эту горечь вокруг себя?

Если ваш друг подходит под это описание, и вы начали удаляться от Иисуса в результате этой дружбы, можете не сомневаться, что дьявол привел этого человека в вашу жизнь. Он имеет дух Ахава и был послан для того, чтобы разрушить труд Христа в вас!

С другой стороны, настоящий, богобоязненный друг будет становиться на сторону Писания в любом деле, а не просто на вашу сторону, потому что вы друзья. Такой друг не будет поддакивать вам в грехе. Наоборот, он должен любить вас настолько, чтобы сказать вам правду.

Позвольте мне показать вам, что происходит с каждым чадом Божьим, которое вступает в близость с неправедным, исполненным горечи человеком. Существуют три ужасных последствия:


1. ВЫ БУДЕТЕ ВОВЛЕЧЕНЫ В ЧЬЮ-ТО "ВОЙНУ" ИЛИ ЧЬИ-ТО ПРОБЛЕМЫ - К ВАШЕМУ СОЖАЛЕНИЮ!


Библия говорит, что царство Иосафата было мирным до этого времени: "И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом." (2Пар. 17:10). Иудея была благословенна, обильно процветала, и никто не осмеливался выступить против неё.

Но после того, как Иосафат породнился с Ахавом, Библия говорит: "...Ахав ...склонял его (Иосафата) идти на Рамоф Галаадский. Тот сказал ему: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну!" (2Пар. 18:2-3). Иосафат добровольно позволил себе быть втянутым в безнадежную войну, в которой Бог не принимал никакого участия!


Еврейское слово "склонять" в этом месте значит "мягко уговорить, соблазнить". Иосафат позволил Ахаву соблазнить его на войну, отвечая: "Как ты, так и я". Другими словами: "Я - твой друг, я пойду за тобой везде. Я никогда тебя не подведу. Можешь полностью рассчитывать на меня!"


Не исполнен ли ваш близкий друг горечи, ненависти, гнева и не вовлечён ли он в какого-либо рода войну? Не запутан ли он в войну с супругой, семейную неразбериху или какую-то личную драму? Не являетесь ли вы для него Иосафатом, предлагая помощь и поддержку? Если да, то берегитесь, вы находитесь на грани быть втянутым во всё это!


Это правда - очень скоро вы обнаружите себя в центре всех интриг вашего друга и вам придётся сделать выбор. Например, если ваш друг находится в разногласии с супругой(ом) и брак в проблеме, вам придётся стать на одну из сторон. В конце концов, симпатизируя ему, вы окажетесь на стороне друга, поддерживая его до самого развода!

Будьте осторожны, христиане, если вы оказываете поддержку или утешаете кого-нибудь, кто находится в состоянии бунта и непослушания, вы противитесь Духу Святому. И это сделает вас соучастником в грехе этого человека. Трагично то, что когда Иосафат начал участвовать вместе с Ахавом в его войне, он только подтолкнул своего друга к погибели!


2. ВЫ НАЧНЁТЕ ИГНОРИРОВАТЬ ВСЕ ПРОРОЧЕСКИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И СОВЕТЫ ИЗ ПИСАНИЯ!


Недавно ко мне подошла женщина, оставившая своего мужа. Она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: "Бог очень ясно проговорил ко мне. Он сказал мне, что я должна оставить своего мужа, потому что Он имеет для меня нечто лучшее, чем этот брак." Печально, что лучшая подруга этой женщины "получила такое же слово от Господа" и поощряла её к разводу!


Если у вас есть нечестивый друг в вашем внутреннем круге, он даст вам уверенности столько, сколько вам нужно, даже если вы неправы. И вообще, дьявол наполнит вашу голову голосами ложных пророков, утверждающих, что говорят истину. Они скажут: "Давай вперёд, всё нормально. Бог на твоей стороне." Но они уведут вас на самый краешек гибели!


Я считаю, что Иосафат был полностью уверен, что поступает правильно, когда пообещал Ахаву поддержать его в войне. Помните, Писание говорит: "И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь." (2Пар. 18:4). Он сказал: "давай спросим Господа об этом деле. Не будем ничего делать, не услышав слово от Него!"

Итак, Ахав созвал четыреста своих ложных пророков. "Они сказали: иди, и Бог предаст его в руки царя." (ст. 5). Все четыре сотни голосов твердили одно: "Иди на войну. Бог с тобой!"

Но Иосафат не был уверен. Он спросил Ахава: "...нет ли здесь ещё пророка Господня? спросим и у него." (ст.6). Иосафат хотел услышать человека, которого бы он знал, что он святой. Ахав послал за Михеем, который был заключён в темницу за то, что говорил истину.


Когда Михей появился на сцене действия, этот бесстрашный человек начал высмеивать всё, что там происходило. Он даже предсказал смерть Ахава, говоря: "...я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря." (ст.16). Он говорил: "Ты погибнешь в этой битве, Ахав. И народ Божий будет рассеян по горам!"

Бог очень ясно сказал Своё Слово Ахаву и Иосафату, не оставляя никаких сомнений о Его воле насчёт этого военного похода: "Это обречено на провал! Если хотите, идите на свой собственный страх и риск. Ничего, кроме смерти и поражения, не ожидает вас на поле брани!"


До этого места Иосафат, кажется, хотел повиноваться истинному пророческому слову. Кажется, он хотел исполнить всё, что бы Бог ему ни сказал. Однако, вот уже сколько столетий теологи ломают голову над тем, что произошло после этого: когда пришло ясное Слово от Господа, он его проигнорировал!


Михей, кажется, уловил нежелание Иосафата повиноваться Слову. Он окончил свое предупреждение словами: "слушайте это, все люди!" (ст. 27). Мне кажется, Михей смотрел прямо на Иосафата, говоря: "Господин, будь внимателен к моему слову! Это всё демоническое обольщение. Оно может кончиться только погибелью! Разве ты не видишь, что твоя дружба с Ахавом полностью неправильна? Он - идолопоклонник! Пожалуйста, не слушай все эти лживые голоса."


Однако, невероятно, но факт, следующий стих гласит: "И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому." (ст. 28). Иосафат маршировал вместе с Ахавом на войну, полностью игнорируя Божье предупреждение!

Возлюбленные, вы можете хвастаться, сколько угодно, вашей любовью к Слову Божьему и желанием повиноваться Ему. Но если вы не порвёте с обольщением своих нечестивых друзей и не начнёте искать проницательности Духа Святого, вы окончите тем, что будете игнорировать Слово Божье!


Вы можете сопровождать своего друга на войну, но, когда запахнет угрозой, он сразу же выдаст вас врагу. Это как раз и случилось с Иосафатом, когда он пошёл вместе с Ахавом на войну. Злобный царь всё рассчитал, чтобы Иосафат был убит: он предложил ему одеться в царские одежды, в то время, как сам был одет в одежду воина. Таким образом, думал Ахав, ассирияне будут стараться захватить или убить Иосафата вместо него.


Однако, Ахав был смертельно ранен стрелой, которая пронзила его сквозь швы лат. Внезапно Иосафат был окружён вражескими воинами, готовыми растерзать его на части. Царь знал, что он был под угрозой неминуемой смерти и воззвал о помощи к Богу. Писание говорит нам: "...и Господь помог ему, и отвел их Бог от него." (ст.31).

Эта война, как и предсказывал Михей, была настоящим бедствием. Израильская армия отступала в беспорядке, как овцы, не имеющие пастыря. Иосафат удалился в Иерусалим, его друг Ахав был мёртв и его войска потерпели поражение. Только по милости Божьей он избежал смерти!


Я могу представить, какие мысли пробегали в голове Иосафата, когда он поспешно возвращался в Иерусалим: "О Боже, благодарю Тебя за моё освобождение! Сейчас-то я вижу всю опасность дружбы с нечестивым компаньоном. Больше никогда в жизни, Господи! Я никогда не буду иметь ничего общего с мирской системой. Это уже окончательно!"

Но на этом всё не кончилось. Бог всё ещё имел дело с этим человеком!


3. ПОСЛЕДНЕЕ И САМОЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ БЛИЗОСТИ С НЕЧЕСТИВЫМ ДРУГОМ - ЭТО БОЖИЙ ГНЕВ НА ВАС!


Когда Иосафат был на пути домой, Господь послал пророка навстречу ему с этими строгими словами: "И выступил на встречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня." (2Пар. 19:2).


Бог говорил Иосафату: "Ты не знаешь всей опасности и последствий того, что ты сделал. Ты думаешь, что это маловажная вещь - породниться с человеком, который против Меня. Ахав был Моим врагом, идолопоклонником, и ты подружился с ним. Ты выслушивал его нечестивые речи и потворствовал его глупости. Но ты никогда не выступил против этого, Иосафат. Поэтому Я имею против тебя!"

Сейчас вы, наверное, думаете: "Я понимаю, Ахав был нечестивым человеком. Но когда я думаю о своих друзьях, я никак не могу думать о них, как о врагах Божьих." Но рассмотрите вот эти места Писания:


  • "Кто не со Мною, тот против Меня..." (Лук. 11:23). Становится ли ваш друг на Божью сторону во всех вопросах?
  • "Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство..." (1Цар. 15:23). Не исполнен ли совет вашего друга непокорности?
  • "...обвиняющий праведного - ...мерзость пред Господом." (Пр.17:15). Говорит ли ваш друг плохо о благочестивых людях?


Это не игра! Для Бога очень важно, кем являются ваши друзья, потому что их действия имеют серьёзные последствия: "Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь... Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего." (Пс.49:19-22).


Слушайте, что говорит пророк Исаия: "Он сказал: подлинно они - народ Мой, дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем... по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их... Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них." (Ис. 63:8-10). Фактически, Бог сам становится против тех, кто игнорирует Его слово!


В случае с Иосафатом, Бог допустил войну и бедствия на Иудею: "После этого Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из земли Маонитской, пошли войною на Иосафата." (2Пар. 20:1). До этого времени Иудея наслаждалась великим миром. Но сейчас Иосафат увидел врагов, наступающих на него со всех сторон, угрожая разрушить всё его царство!


Апостол Павел пишет: "Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою." (Римл. 1:18). Апостол говорит здесь о людях, которые знали истину, но игнорировали её, как будто её не существует. Проще говоря, Божий гнев изливается на тех, кто подавляет истину, ничего не делая в её защиту - как царь Иосафат!


Благодарение Богу, Писание говорит: "И убоялся Иосафат, и обратил лицо своё взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее." (2Пар. 20:3). Царь смирил себя и покаялся: "И преклонился Иосафат лицом до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу." (ст.18).

Бог ответил на сокрушение Иосафата тем, что дал Иудеям полнейшую победу над Моавитянами. В конце концов Библия говорит: "И спокойно стало царство Иосафатово; и дал ему Бог его покой со всех сторон." (ст.30).


ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ЗАКОНЧИТЬ ЭТУ ПРОПОВЕДЬ ПОСЛЕДНИМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ:


Мудро и осторожно выбирать друзей - это дело всей жизни. Вы можете избежать каких-то неразумных отношений в одном случае и сразу же попасть в другие!

Писание говорит, что история Иосафата окончилась трагически: "Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охозиею, царём Израильским, который поступал беззаконно." (ст.35). Иосафат повторил то же самое! Он вступил в дружбу с нечестивым Охозией, точно так же, как с Ахавом.


На этот раз Бог послал пророка к Иосафату со словами: "так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твоё..." (ст.37). Божий Дух оставил этого, когда-то праведного, человека, потому что он никак не хотел повиноваться!

Возлюбленные, Библия очень ясно говорит насчёт такого рода отношений: "Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою." (Пр. 22:24-25). "А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие." (Пс. 124:5).

Займите правильную позицию сегодня. Если у вас есть нечестивые друзья в вашем кругу, разорвите эти отношения! Бог по Своей милости освободит вас от вражеских уз, как Он сделал это с Иосафатом. Но в любом случае никогда не ослабляйте своей бдительности к попыткам сатаны ввести кого-нибудь в вашу жизнь с целью разрушения Божьего дела в вашей жизни.


Молитесь так: "Господь, открой мои глаза на все мои отношения с моими друзьями! Помоги мне видеть ясно, хорошие они или плохие, угодны Тебе или нет. Пусть все мои отношения с друзьями приносят славу Тебе!" Аминь.


Давид Вилкерсон, Богоблог





Работа с подростками в контексте плюрализма



Феликс Ортиз


I. ОБЩЕСТВО ПЛЮРАЛИЗМА


Многие из нас, родителей сегодняшних подростков, выросли в обществе, где не существовало разнообразия мировоззрений или образов восприятия жизни. Иудео-христианская культура была тем стержнем, на который нанизывались все общественные и личные ценности. Хотя мы и видели первые мощные атаки атеизма, иудео-христианская культурная идеология все еще доминировала, обуславливая культуру, в которой мы воспитывались.


Например, в странах с католической культурой, таких, как Испания, Франция и Италия, мы редко вступали в контакт с людьми, у которых образ или восприятие жизни радикально бы отличались от наших. Хотя католики и протестанты отличались своим пониманием веры, они являлись разновидностями одного и того же мировоззрения. Сегодня намного более очевидно, что католики и протестанты имеют больше общего, чем те, кто не разделяет христианское мировоззрение.


С приходом постмодернизма философский пейзаж радикально изменился. Лозунгами нашего времени являются плюрализм, разнообразие, многообразие, различия и особенности. В крайней противоположности к прошлому периоду, отсутствует единый центр или структура, придающие согласованность и смысл целостной картине жизни. Об этом Антонио Хименес Ортиз в своей статье, озаглавленной «Как рассказывать о вере сегодняшней молодежи», писал:


«Молодежь страдает от серьезного внутреннего раскола, не имея хребта, который бы их поддерживал. Внутреннее разрушение вызывает неуверенность в себе, а, зачастую, низкую самооценку».


Плюрализм бросает нам вызов выбора, возлагает на нас необходимость выбирать ценности, которые мы считаем наиболее подходящими и корректными, и строить наше мировоззрение на основе этих ценностей. Но так как мы живем в обстановке социально-культурного плюрализма, мы обнаруживаем множество систем ценностей, представленных нам, открыто конкурирующих за нашу приверженность и посвящение им.


Христианский философ Оз Гиннес утверждает, что плюрализм придает всем возможным альтернативам относительность. Он утверждает, что все сводится к вопросу личного выбора среди альтернатив. В результате, в условиях, когда мы сталкиваемся с множеством различных взглядов на мир, борющихся за нашу симпатию и внимание, все становится относительным, и люди, сталкивающиеся с такой лавиной альтернативных вариантов, начинают подвергать сомнению и недоверию свою точку отсчета, свое собственное мировоззрение.


В этой обстановке многообразия и плюрализма, постмодернизм обнаруживает идеальную почву для продвижения своего процесса деконструкции. Деконструкция – это отрицание способности человека понимать реальность или декларировать истину с объективной точки зрения. Если объективной действительности не существует, тогда все остается относительным, любое альтернативное мировоззрение имеет такое же право на существование, как и любое другое, любая религия является такой же приемлемой, как и любая другая.


Эти выразительные концепции могут кому-то показаться некой абстрактной интеллектуальной забавой. На самом деле они достигли обывателя и формируют часть повседневной жизни и нашего образа мышления и отношения к действительности. Сегодня абсолютно нормально быть христианином, гомосексуалистом, буддистом, мусульманином или заниматься гаданием. Ничто не является правильным или неправильным, это лишь вопрос личного выбора. Терпимость приводит нас к оправданию точки зрения, что, не смотря на то, что, может быть, мы никогда не занимались определенным видом занятий, мы не можем отрицать то, что это может быть хорошо и правомерно для других.


II. ПОДРОСТКИ И ПЛЮРАЛИЗМ


Такова обстановка, культурный и социальный борщ, в котором варятся подростки самого начала третьего тысячелетия. Нравится нам это или нет, именно в такой атмосфере формируются наши подростки. Нам не следует обманываться! Все, что относится к подросткам этого поколения, также относится и к нашим детям. Они не только наши дети, но и дети своей культуры и своего времени.

Подростки наших дней приучены к плюрализму и разнообразию с самого первого своего столкновения с этим миром. Школы заполнены детьми другой расы, культуры и религии. Когда они переходят в старшие классы, а тем более поступают в университет, для них не редкость иметь соучеников с совершенно отличающимися ценностями и мировоззрением. Это обычное явление для подростков иметь друзей, которые открыто увлекаются гомосексуализмом, буддизмом, атеизмом или движением Нью эйдж (NewAge). Хотя сами они могут не вести тот или иной образ жизни своих одноклассников, но они склоняются к тому, чтобы рассматривать его как приемлемый и правомочный, и, поэтому, признавать его допустимым.


Интернет помогает подросткам еще более широко подвергаться разношерстному воздействию того мира в гораздо большей степени, чем у предыдущих поколений. В считанные секунды они могут щелкнуть мышью на ссылке, ведущей их со страницы помощи по домашним заданиям на буддистский сайт, находящийся на противоположной стороне Земли. Зайдя в чат, они общаются с людьми, радикально отличающимися верой и образом жизни.

Интернет дает им непосредственный и мгновенный доступ к потокам информации, которые пять-шесть лет назад были просто мечтой для многих из нас. Все это помогает им переживать непосредственный и виртуальный опыт, который ранее предназначался только для взрослых или представителей другой культуры или другой социальной среды.


Кроме Интернета другие средства массовой информации, такие как журналы, телевидение и радио сообщают своей ошеломленной аудитории о всевозможных разновидностях образа жизни людей. Подавляющее большинство этих средств массовой информации представляют нормальными и приемлемыми такие явления, как неженатые пары, живущие вместе, многократные браки, гомосексуальные пары, матери, обращающиеся в банки искусственного оплодотворения, чтобы имеет детей без необходимости вступать в брак или жить вместе с супругом. Люди, которые не соглашаются с подобным образом жизни, изображаются, в лучшем случае, как отсталые или непросвещенные, а в худшем, как ненавистные фанатики.


Таким образом, наши дети воспитываются в среде, которая предлагает им огромный выбор альтернатив, представленных, как в равной степени правомочные, и это определяет их действительность. Все эти альтернативы конкурируют между собой за приобретение внимания и приверженности им. Среди всех этих возможных альтернатив наша вера, – Христианство, вера наших родителей, – является всего лишь еще одним из вариантов, который конкурирует со многими другими. Кроме того, в этом супермаркете мировоззрений, очень свойственном постмодернизму, Христианство может котироваться ниже самых свежих, новейших, наиболее привлекательных течений.


Мое поколение выросло на одной единственной истине. Эта истина могла быть принята или отвержена. Ей можно было быть верным или неверным. В конце концов, это была одна единственная ИСТИНА, и так мы ее воспринимали. В противоположность нам, наши дети воспитываются на различных истинах, истинах с маленькой буквы, истинах, требующих внимания и приверженности к себе и соревнующихся за право быть лучшей, наиболее сладостной и привлекательной.


Как сделать нашу веру привлекательной для наших детей?


Мир подростков, который я описал здесь в общих чертах, делает задачу христиан родителей и педагогов настоящим подвигом. Как можем мы помочь нашим подросткам принять христианство как единственную и определяющую ИСТИНУ? Как можем мы сделать Евангелие приемлемым среди столь многих течений, претендующих быть правомерными?


Во-первых, нужно осознать, что мы не пытаемся сделать Евангелие привлекательным с точки зрения эстетики, интересности или политической корректности. Нашей целью является сделать Евангелиеправдоподобным и достойным принятия в качестве всеобъемлющего мировоззрения. Другими словами, мы стараемся помочь подросткам увидеть и почувствовать, что среди вех возможных вариантов только личные взаимоотношения с Господом смогут удовлетворить их нужды, их поиск реальности и их страстное желание найти смысл жизни.


В предыдущем абзаце я выделил два слова: увидеть и почувствовать. Мое поколение является преимущественно интеллектуальным и рациональным. Мы не должны забывать о том, что мы воспитывались на модернизме, который предполагает главенствующее положение интеллекта и здравого смысла. Наши дети являются плодом постмодернизма и для них чувства и опыт являются доминирующими элементами. Для нас в час принятия решения о посвящении наиболее важными являются доказательства и умозаключения. Для них же определяющими являются опыт и очевидность.


Питер Бергер, один из авторов, пишущих о плюрализме в обществе постмодернизма, указывает на то, что каждое мировоззрение, то есть каждый способ понимания и объяснения действительности обязательно требует социальную базу, доказывающую его право на свое продолжительное существование и истинность как мировоззрения. Он называет эту социальную базу «правдоподобная структура».


Попробуем более детально рассмотреть мысль, изложенную в предыдущем абзаце. Существует много взглядов на жизнь, каждый из которых претендует на истину и требует приверженности ему от людей. Для того чтобы люди могли поверить одному из этих мировоззрений, они должны увидеть его применение в жизни и функционирование среди группы людей. Когда группа людей применяет на практике ценности этого мировоззрения, посторонние могут наблюдать за ними, чтобы оценить такой способ жизни и увидеть заслуживает ли он доверия. Если он окажется заслуживающим доверия, то они нашли правдоподобную структуру, – группу людей, которые живут согласно тому, что они проповедуют.


Денис Холлингер, христианский исследователь в этой области, утверждает, что чем более согласована правдоподобная структура, тем больше доверия будет к людям и их мировоззрению. Когда в культуре нашего общества доминировало Иудео-христианское мировоззрение, многие принимали истину этого мировоззрения, даже не видя никакой правдоподобной структуры (христиан, живущих по своей вере). В отсутствии всех остальных мировоззрений, мы могли излагать духовную истину, исходя из определенных предпосылок. Но в плюралистическом обществе Христианство может оказаться точкой зрения меньшинства в атмосфере жесткой конкуренции со многими другими мировоззрениями. В такой среде существование правдоподобной христианской структуры становится крайне необходимым.


Выводы, которые мы можем сделать относительно нашего служения подросткам, достаточно ясны. Наши дети нуждаются не только в том, чтобы мы передали им истину, но также и в том, чтобы увидеть и пережить эту истину, действующую в правдоподобной структуре, которая является согласованной и заслуживающей доверие. Мы должны принять реальность того, что для наших детей христианство больше не единственная ИСТИНА, но есть и другие конкурирующие истины, и, поэтому, мы должны сражаться за то, чтобы показать им, что это самый лучший из вариантов и что на основе ее можно построить свою жизнь, и сейчас и в вечности.

Давайте не будем забывать о том, что это поколение движимо в основном опытом, а не рациональным обоснованием. Просто объяснить им истину, поделиться ею, или передать ее не достаточно, но они должны увидеть истину в действии, воплощенную и живущую среди группы людей. Только тогда истина будет заслуживать доверия в их глазах. Это подводит нас к следующей теме.


Читайте продолжение на следующей неделе.



Убегая от рутины в прославлении




11 советов о том, как сохранить прославление живым и искренним.


Стив Миллер, автор данной статьи, написал 70 советов-пожеланий группам прославления. Вы сможете прочесть их в его книге "Споры о современной христианской музыке"


Во второй главе книги Откровение, Иоанн Богослов описывает обращение Иисуса к Ангелу Ефесской церкви. Перечислив около десятка заслуг Ангела, за половину из которых его уже можно смело награждать орденом "Герой веры", Господь, вдруг, произносит слова, после которых холодеет все внутри. "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою", -- говорит Он, после чего с любовью предлагает Ангелу покаяться. Практически каждый христианин в своей жизни испытывает моменты "утери первой любви". У подростков это происходит гораздо чаще и быстрее нежели у взрослых. Одно из проявлений этого -- охлаждение к прославлению. Как правило, оно выражается в том, что человек уже не испытывает ничего во время пения или молитвы, машинально повторяя слова песни, не вдумывается в их смысл. Как уберечься самому и помочь другим не оказаться в этой рутине? Об этом говорится в приведенных ниже советах.


1. Будьте искренними. Не думайте, что сможете провести живое прославление на молодежном служении, если не живете прославлением остальные шесть дней в неделю.

У одного молодежного лидера была превосходная группа прославления. Поэтому он никак не мог понять, почему его молодежь не могла начать по-настоящему поклоняться Богу. В конце концов он обнаружил, что одна девушка из этой группы не жила богобоязненной жизнью, и это было известно подросткам. В этом скрывалась основная проблема - ее стиль жизни не позволял силе Божьей действовать во время прославления. Ведь молодежь распознает лицемерие за километр.


2. Будьте самими собой. Иногда, для того, чтобы достичь других людей, мы ограничиваем себя в том, чтобы быть самими собой. Например, для того, чтобы помочь своей молодежи поклоняться, мы делаем прославление в таком музыкальном стиле, который нам не нравится. Тем не менее, это не значит, что мы должны прикидываться и скрывать то, что на самом деле находится в наших сердцах. Также, совсем не обязательно быть самыми смешными, энергичными, или талантливыми. Постарайтесь просто понять, какими дарами Бог наделил вас, и используйте это для Его славы.


3. Избегайте манипуляций. Я никогда не забуду, как посетил вместе с женой служение пробуждения в одной маленькой церкви. И вот в конце служения, когда все пели и прозвучал призыв к покаянию, я что-то шепнул моей жене на ухо. Проповедник, заметив это, видимо, решил, что я говорил ей выйти со мной на покаяние. Поэтому он торжественно произнес: "Здесь есть пара, которая пришла первый раз… Сейчас Бог работает в ваших сердцах. Вам нужно решиться и выйти для покаяния…" Когда он посмотрел в нашу сторону, меня будто пронзило чем-то холодным и не уютным. Это была манипуляция. Иногда, в церквях можно увидеть подобные методы "работы" с людьми. Как правило, молодые люди замечают это и замыкаются в себе.


4. Стремитесь вести поклонение, а не быть лидерами поклонения. Выучите песни прославления настолько хорошо, чтобы забыть обо всем, кроме поклонения Богу. Когда люди видят, что вы не устраиваете концерт, а искренне поклоняетесь, они следуют за вами. Показуха разрушает прославление.


5. Ваша внешность должна отражать вашу внутренность. Иногда лидеры прославления имеют искреннее внутреннее переживание, но выражение их лица и жестикуляция говорят собравшимся совсем о другом. Однажды, с двумя подростками я посетил собрание одной церкви. Хотя музыканты играли отлично, мои ребята сказали, что им было трудно прославлять Бога. Расспросив их, я выяснил, что вся загвоздка была в лидере прославления. Ребятам показалось, что он не выглядел одухотворенно, когда пел песни. Почему? Да потому, что в продолжении всего времени прославления, он стоял не двигаясь на одном месте. По их мнению, певец, который верит в то, о чем поет, должен выражать это своими движениями. Вот вопрос, который должна обсудить ваша группа прославления: "Когда мы ведем прославление, выглядим ли мы так, как поклоняемся в сердце?"


6. Устраните жесты и движения, которые отвлекают людей. Часто я просил мою жену подмечать во мне раздражающие других манеры. Однажды она заметила, что во время моих выступлений, я качаюсь с пяток на кончики пальцев ног. Мне этого даже в голову не приходило! Но для некоторых подростков это было серьезным препятствием в восприятии прославления или проповеди, так как они были больше заняты подсчетом того, сколько раз я качнулся. Поэтому попросите несколько подростков и взрослых понаблюдать за вашими манерами и затем рассказать вам о том, что их раздражает. Узнав что-либо, работайте над собой, чтобы искоренить это из себя.


7. Помните о дисциплине и уважении. Мне рассказывали, что в Южной Америке на некоторых лидеров прославления смотрят как на сверхдуховных суперзвезд, у которых есть полная власть делать все, что заблагорассудится. Так, на одной конференции, группа прославления отказалась уйти со сцены, как этого хотели организаторы, потому что певцы почувствовали, что "Дух ведет их дальше". Чтобы обойти эти проблемы, нужно изучить, что Библия говорит о дисциплине, послушании и уважении к церковному руководству (1 Тимофея 3; Титу 1). Даже если человек заявляет, что его ведет Дух, это не должно считаться единственно правильным решением. Ведь другие люди в церкви также ведомы Богом, и поэтому могут рассуждать, прав человек или нет (1 Коринфянам 14:29-33).


8. Будьте душепопечителем группы прославления. Гордость может разрушить в нас все лучшее, когда мы выходим на сцену перед людьми. Пол Давид Кулл, молодежный лидер из Бразилии, говорит, что бразильское прославление "обычно фокусируется около личностей, часто превознося исполнителей". Как-то он сказал одному парню, что собирается выпустить СD их группы. На что тот ответил: "Прекрасно! Каждый из нас споет одну песню и мы разместим наши фотографии на обложке!". Чтобы бороться с этим, Давид учит подростков становиться настоящими поклонниками. Его главное требование к ребятам - чтобы они славили Бога в «Духе и истине».


9. Экспериментируйте с тенями от света. Если вы когда-нибудь были на музыкальном фестивале под открытым небом, вы бы заметили большое изменение в атмосфере, когда солнце садится. Группы, которые играли, когда светило солнце, возможно, хорошо справлялись, но все же прямое попадание солнечных лучей серьезно утяжеляло их задачу. Понаблюдайте за освещением на вашем следующем собрании. Постарайтесь уменьшить свет, чтобы ребята забыли даже о своем присутствии. Хорошо освещенная сцена и затемненная аудитория держит фокус внимания на группе прославления или на проповедующем.


10. Экспериментируйте с освещением. Свечи часто могут создать прекрасную атмосферу. Попробуйте расставить свечи возле певцов и музыкантов. Также можно ставить несколько свечей посреди сцены. Попытайтесь создать эффект "катакомб", стараясь отождествить атмосферу собрания с ранней, гонимой церковью. Спросите, что думают по этому поводу подростки.


11. Оцените вашу акустику. Группа прославления, всегда зажигающая сердца подростков своим пением в молодежной комнате вдруг начала ужасно фальшивить в церковном зале для богослужений. Причина этого не в сердцах поклоняющихся. Все дело в акустике. В молодежной комнате был толстый ковер и стены, поглощающие звук. Это хорошо для концерта, потому что звук не "гуляет". В церковном же зале все совершенно по другому, поэтому красивое и слаженное пение может звучать совершенно по другому.


Стив Миллер, автор данной статьи, написал 70 советов-пожеланий группам прославления. Вы сможете прочесть их в его книге "Споры о современной христианской музыке"

Наставь юношу в начале пути его...



Дарья Чебаненко



«Наставь юношу в начале пути его,


и он не уклонится от него, когда и состарится»


Книга Притч 22:6 (Библия)




Сегодня ведущие нейрофизиологи мира доказали, что чем младше ребенок, тем лучше его мозг усваивает информацию. Первые 4 года жизни ребенок воспринимает информацию, не фильтруя ее на полезную и ненужную, как это делает взрослый. Они принимают и верят во все, что им говорят родители, не подвергая сомнениям. В этот период все информация усваивается быстро, легко и очень прочно! Только мы, родители, в ответе за то, что будет записано на подкорку ребенка, библейские жизненные ценности или компьютерные игры.



Всё началось с того, что я по телевизору услышала историю о бедной, одинокой бабушке. Она усыновила осиротевших после корейской войны двоих мальчиков. Обучила их грамоте. Это было всё образование, каким она обладала сама.


После этого она повесила над местом, где они спали, листочек с десятью Библейскими заповедями. Каждое утро, вставая, и каждый вечер, ложась спать, она требовала, чтобы они один раз прочитывали этот текст.



Шли годы. Божьи принципы жизни, изложенные в 10 заповедях, откладывались в умах и сердцах детей. Формировали их поведение. Cегодня вся Корея знает этих двоих мужчин. Один из них стал Премьер Министром страны. А второй – крупным бизнесменом. И они во всех интервью благодарят именно свою необразованную бабушку, вложившую в них такие фундаментальные жизненные законы!



Эта история буквально зацепила меня. Потому что моему сыну Илюше в тот момент было 4 года. И он с удивительной легкостью запоминал огромные стихотворения.И тогда я решила, что для детей 10 заповедей должны быть изложены в стихах. Задача оказалась сложной, ведь глубокие библейские принципы нужно было изложить в доступной ребенку форме. Да еще и коротко!



С Божьей помощью, я справилась. Илюша очень быстро выучил весь текст наизусть. И часто рассказывал 10 заповедей взрослым, которые кроме «не убий», ничего про заповеди сказать не могли.



«Наставьте юношу в НАЧАЛЕ пути его». Ребенок растет так быстро. Поэтому не упустите время и свою возможность вложить в Вашего малыша истину. Уделяя заповедям Божьим ежедневно всего 5 минут, Вы заложите в сознании ребенка ценности, которые он пронесет через всю свою жизнь! Дети - это самый важный и надежный вклад. Ни один Банк мира не дает таких процентов, как жизнь, вложенная в них!



Да поможет Вам Господь!


Связаться с

Дарья Чебаненко



10 заповедей в стихах для детей


Первая заповедь


«Я – Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя других богов»



Пусть только Господь царит в твоем сердце,


И только Ему открой сердца дверцу!


Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!


Пусть Он управляет и властвует в ней!



Вторая заповедь


«Не делай себе идолов. Не поклоняйся и не служи им»



Господь твой пусть будет единственным Богом,


Хоть в жизни всегда разных идолов много,


Служи лишь Ему всей душою своей!


На Бога надейся, а не на людей!



Третья заповедь


«Не произноси Имени Господа впустую»



Имя Божье напрасно ты не говори!


Уважение твое пусть в словах тех горит.


Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,


Благодарность и вера в нем вечно звучит!



Четвертая заповедь


«Помни день субботний! Посвяти его Богу!»



С Богом жизнь для себя христианин выбирает,


И поэтому церковь всегда посещает.



Знать о Господе больше он очень стремится,


И из Библии мудрости Божьей учиться.



Посвящай время Господу – будешь успешен,


И Его вечной милостью нежно утешен.



Пятая заповедь


«Почитай родителей!»



Относись с уважением к папе и маме!


Мудрость, опыт родителей стоят вниманья!



Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!


Как у Бога характер свой сделать пытайся!



И тогда будет жизнь твоя – благополучной.


Долгой будет она, и, при этом, нескучной.



Шестая заповедь


«Не убивай!»



Людей убивает


Не только оружье!


И жизнь сокращают


Порою не ружья,



А грубое слово,


Поступок бездумный


Жизнь рушит другого,


Стар он или юный.



Людей берегите,


Заботьтесь, любите,


Всех благословляйте


И радость дарите!



Седьмая заповедь


«Не прелюбодействуй!»



Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).


Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.


Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.


Не изменяй своей любви. Не нарушай завета.



Восьмая заповедь


«Не кради!»



Тот, кто у людей забрал,


Вещи их, путем нечестным,


Человек тот вором стал,


Это будет всем известно.



Пусть не сразу, не сейчас


Все узнают тайну эту.


Бог покажет белу свету,


Явно за обман воздаст.



Девятая заповедь


«Не лги и не произноси ложного свидетельства на ближнего!»



Неправду о людях – не произноси!


Для этого помощи Божьей проси,


Чтоб видеть хорошее в ближних своих.


Не злое, а доброе думать о них!



Ложь может несчастье с собой принести,


А правда к победе твоей привести.



Десятая заповедь


«Не желай ничего, что принадлежит другому!»



Не желай ничего, чем владеет ближний.


Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.


Эти мысли тебе принесут страданья,


Ведь за грех понесёшь Божье наказанье.